Можно ли восстановить забытые ремесла наших предков?
Средняя Азия с очень древних пор считалась краем, где развивались различные ремесла. В том числе наша республика Узбекистан и наш город Самарканд, который находился на знаменитом Шелковом пути. Самарканд прославился с очень древних времен своими различными ремеслами. Для подтверждения слов могу привести пример : во время раскопок в городище Афрасиабе были найдены остатки ювелирных изделий, керамических изделий, изделий из стали, в том числе ножи, мотыги (кетмень), серпы, мечи и прочие военные доспехи, а также остатки шелковых и хлопчатобумажных материй.
Наши прадеды кузнецы раньше своих коллег из Европы узнали секрет расплавки стали и изготовляли из него различные бытовые и военные изделия. Есть мнение, что мастера изготовившие знаменитые Дамашкские мечи были мастера из Ферганы. Стеклянные изделия изготовленные в древней Согде дошли до Китая. А какие товары производились у нас во время завоевания русской армией? Русские офицеры, которые гуляли по базарам Самарканда видели такие железные изделия как: мечи, ножи, серпы, топора, пилы, цепи, из меди-котлы, тарелки, пиалы. А в ювелирных прилавках продавались-серьги, кольца, цепочки, которые были изготовлены из золота и серебра и украшены драгоценными камнями.
Наши мастера по керамике умели изготавливать кувшины, тарелки, пиалы а также строительные материалы. Столяры и древообработчики изготовляли двери, окна, деревянные ткацкие станки, а также различные бытовые изделия. Ворота и двери украшали резьбой по дереву. Из дерева и железа изготавливали местные конные колесницы – коканд-арба. Изготовление сундука считалось отдельной профессией. До сих пор у узбеков и таджиков приданое невесты отправляют в сундуке. Также умели обрабатывать кожу растительными веществами и готовить из них одежду, обувь и конное снаряжение.
Из ткацких изделий производили хлопчатобумажные и шелковые ткани такие как: атлас, адрас, бекасам, банорас, бязь и другии материи. А затем из этих материалов шили мужские халаты, женскую одежду, тюбитейки, детскую одежду. Особенно были знамениты золототкацкие изделия, а для украшения комнат новобрачных нашими мастерицами создавались кашта и сюзане. До сих пор наши бабушки дарят новобрачным внукам и внучкам сюзане сшитое своими руками.
Кроме этого из хлопка, шелка и шерсти ткали знаменитые восточные ковры. Особенно были знамениты Хивинские ковры, которые соперничали с Иранскими. Некоторые залы в зимнем дворце Санкт-Петербурга были украшены Хивинскими коврами. Все сырье из хлопка, шерсти и кожи перерабатывалось нашими мастерами. На местных базарах продавалось очень много продовольственных продуктов. О Самаркандских лепешках говорить не будем, о них много сказано и написано.
Производилось очень большое количество разновидностей кондитерских изделий, как навват, кандалат, халва, нишолда и другие. Сырьем для этих сладостей служила потока, которая изготавливалась из винограда и тутовника. Теперь поговорим о тех товарах, для изготовления которых требуется технология посложнее. Нашими мастерами изготавливались струнные музыкальные инструменты, такие как дутар, рубаб, танбур; ударные музыкальные инструменты-нагара, доира и духовые инструменты-карнай, сурнай и т.д. На этих же инструментах были исполнены знаменитый на весь мир восточный классический музыкальный шедевр Шашмаком.
В нашем городе производилась знаменитая на весь мир Самаркандская бумага а далее из этой бумаги изготавливались книги заполненные красивым почерком Коран и Хадис. Кроме этого переписывались книги наших ученых прадедов Ибн Сины, Беруний, Ал-Хоразмий, Ал-Ферганий, Мирза-Улугбека, а также произведения поэтов – знаменитые Шахнаме у Фирдавсий, Хамса у Навоий и др. Говорят, что знаменитое четверостишие Омара Хайяма тоже было написано на Самаркандской бумаге.
Интересно то, что еще до прибытия русских у нас хотя очень примитивно, но изготовлялось огнестрельное оружие. Например армия Бухарского эмира была оснащена медными пушками и фитильными ружьями собственного производства также как и порох. В мастерских работали мастера (уста), помошники (халфа), и ученики (шогирд). Высшими над мастерами в Самарканде и Бухаре по каждому ремеслу отдельно избирали старосту (оксакал) .Например староста кузнецов назывался -Бобои охангарон, староста медных дел мастеров –Бобои мисгарон, у ювелиров-Бобои заргарон и так далее. Эти старосты существовали за счет взносов рядовых мастеров.
Старосты управляли управляли своими общинами руководствуясь с судьями и уставом.Община проверяла качество продуктов и сырья.Если кто нибудь из мастеров болел или не мог работать по уважительным причинам, община помогала его семье. Это напоминало органы администрации и профсоюз одновременно.
Обычно отдельный квартал города объединялся с отдельной общиной и большинстве случаев квартал тоже назывался общиной.
Например до сих пор в Самарканде и вокруг него есть селения (махалли), Кулолон (гончары), Сузангарон (Мастера изготавливающие иголки), Камингарон (Мастера изготавливающие лук и стрелы) и т.д.При переведении помошников в мастера, помошник-халфа после того осваивал все узы мастерства, устраивал угощения на котором присутствовали староста и другие ремесленники а также уважаемые люди. после угощения мастер наставник благословлял нового мастера и дарил какой нибудь инструмент как ножницы, молоток и тому подобное в зависимости от приобретенной професии. Интересно то что этот старинный обычай до сих пор соблюдается у местных ремесленников и строителей.
Какие же из этих ремесел сохранились до наших дней?
К сожалению многие ремесленники обанкротились.Тем не менее до сих пор встречаются в наших городах и селах.кузнецкие мастерские, гончарные мастерские, мастера изготавливающие сундуки и т д. Наше государство делает многое для сохранения и восстановления старинных ремесел. Например в махалле Конигиле вновь востановленной по инициативе местных мастеров производится знаменитая Самаркандская бумага, кустарным способом с использованием водяной мельницы.
Каждый год в наш город приезжают тысячи туристов и гостей из других стран. В качестве сувениров покупают: тюбетейки, ножи, глинянные изделия и так далее. Учитывая все это Рустам Вафоев предлагает создать в городе Самарканде рынок (базар) по продаже изделий местных ремесленников. По возможности эти изделия должны изготавливаться на глазах туристов и гостей нашего города и выделить отдельные места на каждое изготовление. Кроме это на базаре чтоб была чайхана, ошхона (столовая) в которой бы готовились такие блюда как : плов, лягман, тандир-кабаб, шашлык и другие национальные блюда. Построить там же место для национального цирка ( дарвоз) под открытым небом, для музыкантов и поэтов.Ведь на Востоке базар не только место для покупок а прежде всего культурной жизни города.
Какое все это имеет значение для нашей страны и города?
Во-первых восстановятся забытые профессии и ремесла заслуживающие уважение к нашим предкам. Во вторых развивается туризм в нашем городе и вокруг него и создаются новые рабочие места. Помогает воспитывать нашу молодежь в духе патриотизма и уважения к своей истории.Если так, то город превратится в прекрасное место для отдыха наших горожан и гостей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий