понедельник, 30 декабря 2013 г.

Туризм в Узбекистане - ''Размышление о площади Регистана город Самарканд''

Все  статьи написанное до этого время в моей блоге по  развитии туризма относился в окрестности и пригороды Самарканда. Впервые рискну написать про самого города Самарканда. Прочитайте и оставьте свои  комментарии. Я с уважением отношу к Вашим мнениям Вафоев.Р.






Площадь Регистан это сердце города Самарканда было административный и торгово ремесленный центр старого Самарканда .Теперь это прекрасный ансамбль исторических памятников из выдающихся образцов градостроительного искусства Востока. Ансамбль состоит из трех медресе(высшие учебные заведение в  средние века в мусульманских странах)-медресе –Улугбек 1417-1420гг, Шердор 1619-1636гг и Тилля-Кари 1647-1660гг. А с северо-восточной стороны расположено торговое сооружение  Чорсу построенное в XVIII веке.

    Площадь Регистан это жемчужина Востока который каждый год посещают тысячи иностранных и местных туристов. Каждый два года здесь проводится международный музыкальный фестиваль ‘’Шарк тароналари’’ то есть ‘’Мелодии востока’’. При этом площадь  Регистан  используется в основном как амфитеатр.  А внутренние  помещение ансамбля используется в основном  как  место  для продажи сувениров. Исключение составляет только медресе Тилля-Кари просторный мечет внутри дворика который превратили в своеобразный музей реставрации исторических памятников Самарканда. Там есть многочисленные фотографии  памятников до реставрации и после реставрации который может интересовать разве что только узких специалистов.

   Но медресе является во первых центр просвещения и должен совпадать не только снаружи но изнутри этой прозвище.
   Учитывая все это и для привлечение  большего количество туристов
предлагаю.

                                                                                                                                          
   Медресе  Улугбек     
                                                                 
  Построено тогдашний владыкой Средней Азии внуком Амира Темура       
Мирзо Улугбеком который сам был ученым астрономом  . Размер медресы [81x51м двор 30х30]            
                                                                           
  Медресе был построен по проекту зодчего при дворе отца Улугбека Мирзо Шохруха  автор знаменитых ансамблей в Герате [город в Афганистане] Кавамаддин Шерази.




 Есть сведение что и Мирзо Улугбек сам преподавал в этом медресе где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. В свое время здесь слушали лекции Алишер Навоий и Абдурахман  Джами. Здесь изучались помимо богословия математика, астрономия, философия и другие науки.

Поэтому предлагаю в помещениях  где проводились учеба создать библиотека или еще лучше место где продается книг.

  Это во первых должен быт Коран священный книга для всех мусульман а также книга наших земляков- прадедов Имом ал Бухорий , Ат Термизий и другие ученые  ислама.

 Абу Абдулла ибн Исмоил  аль Бухорий  810-870  уроженец города Бухары современного Узбекистана, был знаменитый учений хадисовед(хадисы это высказывание и поступки нашего пророка Мухаммеда Саллалохи Алайхи Вассалям) автор втарой  по значении книги после Корана ‘’Аль Джомий ал Сахих’’.По преданию он собрал сотни тысяч хадисов из которых 300тысяч зналь наизусть. Для написание книги  он встречался с 1080 знатоков хадиса. Но в его книги вошли 7275 самых достоверных хадисов.

   А умер великий учений в 870 году в селение Хартанг ныне Ходжа Исмоил  около 20 км от Самарканда.


   Здесь же еще должен быт книги Абу Исо  Мухаммед ат-Термизий  как ‘’Ал джомий ас-сахих’’ , ‘’Ал Шамоил ан Набавия ‘’, ‘’ Ал илал фил Хадис’’  книга другого ученого Абу Мансур аль Мотуридий  как ‘’Китоб аль Таухид’’ и другие ученые  ислама.

   Но в отличии Запада на мусульманском Востоке наука не было разделено от религии .В  медресях  города Бухары, Cамарканда,  Хорезма изучались как уже выше говорилось кроме богословии еще математика, астрономия, философия, арабская  грамматика, основы  поэзии и даже география.

  Средная Азия в том числе современный Узбекистан  издавна славился своими учеными которые оставили после себя богатое наследие в виде написанных им книг.             
                                                               
   Книги ученых как  Махмуд Кашгары, Аль  Хоразмий,  Ахмад аль Фаргоний , Абу Райхон Беруний,  Абу Али ибн Сино,  Мирзо Улугбек и другие  кроме на языке которые они были написаны то есть арабский, персидский  и староузбекский  переведены еще в средние века и далее позже на десятки языках в первую очередь на европейских .

Сюда можно включит и книг Среднеазиатских  поэтов и писателей которые было написано в основном на тюрко-староузбекском и таджикско-персидских языках. Приведу пример из некоторых этих ученых  а также поэтов-писателей и об их произведение.

  Абу Джафар ибн Муса аль Хоразмий 783-850. Родился в окрестности  Хивы современного Узбекистана. Самый известный произведение ученого является ‘’Ал китоб ал мухтасар фи хисоб ал джабр в-ал мукобала’’  от название которого позже произошло сокращенное и удобное для произношение слово ‘’алгебра’’. Аль Хоразмий является основоположником науке  алгебре.

     Абу Али ибн Сино то есть Авиценна. 980-1037. Родился в селение Афшона  ближе города Бухары современного Узбекистана. Он написал десятки книг в основном про медицины. Самое знаменитое его произведение является ‘’Ал-Адвият ал калбия’’ это книга про лекарственных растений и ‘’Китаб ал Кунун фи-т тибб’’ то есть ‘’Канон врачебной науки’’.’’ Канон врачебной науки  еще в XII веке был переведен с арабского на латинский. После начало книгопечатание в Европе в XV-XVI веках книга стал самое печатаемое книгой после Библии.

     Абу Райхон Беруний 973-1048.Родился в современном городе Беруний (в древности город Кят) Каракалпакии республики  Узбекистан. Учений знал кроме арабского и персидского еще санскрит и греческого. Изучал много книг на этих языках. Он не только определил что земля шарообразно но почти точно измерил радиуса земли (более 6000 км по нынешним единица измерений). При этом он использовал свой метод по степени понижения горизонта при наблюдение с горы.

   Изучая течения морей он  высказал гипотезу что за морем от побережья  Андалузии (Андалузия это современный Испания  который тогда находился под владычеством  мусульман) есть большая земля  который потвердился позже открытием Америки Христофором Колумбом. Он оставил после себя 150  трудов который охватывал самых разных отраслей науки  как математика, астрономия, химия, геология и минералогия, география и картография, история и даже этнография. К сожалению  до нас дошли только 30 его книг.                    
                                                                                     
    Абулкосым  Фирдавсий.935-1020. Родился в городе Туса современного Ирана. Самый  знаменитый произведения поэта это поэма ‘’Шохнома’’ то есть  ‘’Книга царей’’. Книга про реальный и   мифической  истории народов Средней Азии Афганистана и Ирана  от сотворения мира до нашествия арабов в поэтической форме на персидском языке. При дворе тимуридов  были специальные читатели  этой поэмы то есть -шахномахони  которые отличались  прекрасным голосом и читали в слух для других . Книга входит в всемирной наследии как ‘’Илиада’’ и ‘’Одиссея ‘’у греков, ‘’Махабхарата’’ и’’ Рамаяна’’ у индийцев,  ‘’Слова о полке Игореве ‘’у русских .

     Махмуд Кошгарий .1029-1101.Родился в селе Барскоон  Иссыккулской области современного Киргизии. Учений знаменит прежде всего свой книгой  ‘’Диван лугат ат-турк’’ то есть словарь тюркских народов .Для написание этой книге учений путешествовал от современного Западного Китая до современной Турции. Во время этой путешествии  он изучал историю ,словарь, фольклор,  эпос и лирические  песни а также  этнография тюркских народов проживающий на этих территории.

   А представил и посвящал он свой книгу тогдашний  халифа правоверных мусульман в Багдаде Аль  Муктади. Халиф принял его книгу наградил ученого и приказал переписать и преумножить. Говоря  современным языком он защитил диссертацию по теме тюркских народов на какой  не будь научную степень, тем самым облегчая труд современных ученых.

    Омар Хайям.1048-1131.Родился и умер в городе  Нишапуре  современного Ирана. Все  мы его знаем как автора знаменитые  на весь мир четверостишии-рубои  на персидском языке.

       Кто битым жизнью быль тот большего добьется
       Пуд  соли съевший выше ценит мёд
       Кто слёзы  лил тот искренней смеётся
       Кто умирал то знает что живет

Но он был также автором некоторых математических  трактов  и точного солнечного календаря который официально используется с XI веке в Иране.

    Во времена монгольской нашествии в начало XIII веке.  под предводительством Чингизхана  наука ,проза и поэзия  затихли и многие ученые перебрались в другие места. В  это время было написано очень мало книг. Но начиная  с XIV века во время правления  темуридов  которые были большими покровителями ученых    нашими учеными ,поэтами и писателями снова были написаны  много замечательных   книг.

    Мирзо Улугбек (1394-1449) как уже выше говорилось внук Тимура по приказу которой было строено много медресе в том числе тот про которой мы говорим.

  Из истории мы знаем многих повелителей и на Западе и на Востоке которые были покровителями науки но здесь в лице Мирзо Улугбеке тот редчайший  если не единственный случай что сам повелитель занимается  наукой точнее астрономией.

    Главным  его научным трудом  который прославил его на весь мир бил его книга ‘’Зиджи джадиди Гурагони’’  то есть  ‘’Новые Гурагановы астрономические  таблицы ‘’. Данные в этом таблице очень немного отличается от современных данных . В  северо восточном  пригороде современного Самарканда сохранился остатки  обсерватории построенное  самым Улугбеком  который использовал  для написание этой книге.

   Астрономический справочник был переведен на латинский язык и являлся пособием во всех обсерваториях Европы в средние века.

   Алишер Навоий 1441-1501. Родился и жил в городе Герате  современного Афганистана. Он был главным везиром то есть  министром при дворе  темуридовского правителя в городе Герате Мирзо Хусейн Бойкари. Великий узбекский поэт и писатель. Редкий случай когда пишут стихи и поэмы сразу на двух языках. Кроме  староузбекском он также писал на персидском языке под псевдонимом Фоний.  В этом ему не мешал что эти два языка непохожий и входят в различных языковых семействах. Об этом он даже написал научную книгу ‘’Спор двух языков’’ где он сопоставил тюркско-староузбекские языки с таджикско-персидским. Но самым знаменитой его произведений является ‘’Хамса’’ то есть ‘’Пятерица’ который состоит из пяти поэм – ‘’Лейли и Меджнун’’,’’Сметение праведных’’, ‘’ Фархад и Ширин’’ и ‘’Стена Искандера’’

   Захириддин Мухаммед Бобур  1483-1530 правнук великого  завоевателя  Амира Темура  родился в Андижанской области  Узбекистана был поэтом, ученым-писателем   а также великим завоевателем основателем династии Великих Моголов в Индии.

  Бобур  завоевал Индии с севера приблизительно в то время когда первые европейцы  проникали в Индии  с юга через Индийский океан. Но в отличия от них его мало интересовали золото, драгоценные камни и тем более пряности. Он с рвением ученого интересовался  во первых фауной и флорой,  а потом историей,  быть, язык  и даже этнографией  подвластной ему страны.

  При этом он еще умудрился написать об этой книга на родном узбекском  языке  знаменитый на весь мир ‘’Бобурнома’’. Книга было во первых автобиографических в нем он писал от самого выезда родного города Андижана  до прибытии и завоевании Индии. Но самое интересное часть книги  это материалы как выше  уже сказалось о самой Индии. Все увиденное особенно в области фауна и флоры он сравнивал с  родной Средней Азии. Это замечается  когда он знакомит нас с экзотических для  жителей родной Средней Азии фруктов и овощей. Еще там обширный материал про язык, быть и обычай тогдашней Индии. Книга еще при его жизни было переведено на персидский язык  так как узбекский (тюркский) знали только его домочадцы част воинов и вельмож  сопутствующий его от самой Средней Азии. Слава Аллаху что до нас дошли и староузбекский и персидский вариант  этой книги. Книга также переведено на многих европейских языках.

   Если так продолжать еще можно привести пример десятки и больше ученых , писателей  и поэтов  и написанные ими книги,  но по моему достаточно.

  Книги должны быть  на английский, русский и если на это будет спрос на других языках мира а также на языке в котором было написано книга в оригинале.

  Кстати про оригинале книг – если это возможно создать для чтенья а также как драгоценный сувенир  для туристов точную копию от оригинала или самые ранние старинные рукописи. Сюда можно включит тоже самые ранние европейские рукописи. При этом использовать бумагу производимый старинным технологией кустарным способом в селе Кони Гиля  в Самаркандском районе. (Об этом Вы можете прочитать в этом же блоге в мой статье –‘’Самарканд город тысячи однихремесел’’)

   А для широких  читателей конечно здесь нужно таких книг как ‘’Тысячи и один ночь’’ ,средневековые  восточные  новеллы , четверостишии  Омара Хайяма и.т.д.

   Продавец или продавщица этих книг должен быт человек с высшим образованием  хорошо знающим историю Средней Азии в том числе Узбекистана а также владеющим иностранными языками.

   Вот пока все что я могу предлагать для  оформлении внутри зданий  медресе Улугбека. Теперь перейдем к обсуждении следующий медресе площада  Регистана.


Медреcе  Шердор

Построено в 1619-1636 годах   наместником Бухарского хана в Самарканде Ялангтушом-Бахадуром. Размеры медресе составляет 70х56м  и двор 30х38м. Композиция двора составляет два этажа худжр(помещений где жили обучавшиеся в медресе),четыре айвана,по главному фасаду-две дарсхона (учебные помещения). Здесь тоже как в медресе Улугбеке при входе с двух сторон были построены великолепные башни-минареты.

  Но главным украшением медресы  тимпан над большой портальной аркой который изображено тигра устремляющего за белым ланом на фоне сияющего солнце с человеческих лицом. Собственно из этого изображения и произошло название медресе  медресе Шердор  то есть ‘’Украшенное тиграми’’.




  В мозаичном часте на портале медресе сохранился надпись  имя по чьим приказом было построено медресе а также имя зодчего Абдул Джаббар.

   В помещениях этой медресе я предложу создать музей канцелярии и делопроизводства на древнем в Средней Азии. А  экспонаты в этом музее во первых должен быт знаменитая Самаркандская бумага  до сих пор производимая как уже выше говорилось письменные принадлежности в виде перья, декоративно украшенные чернильницы, лавх-то есть столик для книг и.т.д.

 Кроме этих здесь должен быт точная копия документов от оригинала сохраненное по музеям на Самаркандском бумаге    по делам гражданских  и  государственных  как-документы о брачном союзе, документы о разделе имущества  среди наследников, долговые обязательство при  посредничество казихона –судебные канцелярии, документы об имущества вакфа (недвижимость и земли от прибили которого содержались духовенство и учебные заведение в том числе медресе)  и даже таких документов если конечно это возможно документы о приказе о казни и помиловании, переписка  между правителей через послами и.т.д.
 А теперь о последнем медресе на площади Регистана.


      Медресе Тилля-Кари

Тоже построено по приказу Ялантуш-Бахадуром в 1647-1660 и тем самым завершая ансамбля Регистана. При входе главный фасад построено в два этажа. Слева от входа расположена большая мечет. Площадь мечети увеличено за счет открытия боковых стенок арочно-купольной галереи. В  интерьере мечети использовано техника многокрасочной, позолотой росписи на рельефном   орнаменте определило название медресе-‘’Тилля-Кори что означает ‘’ Покрытое золотом.



   Между медресе Шердор  и Тилля-Кори располагается усыпальница династии Шейбанидов. Вот в основном коротко о медресе.
Предлагаю в внутренних помещениях медресе создать постоянное выставка копии средневековых восточных картин- миниатюр.

В этом помещении предлагаю создать выставку копии и средневековых  картин-миниатюр 

  Прежде несколько слов  о самых миниатюр. Как мы знаем ислам запрещает изображение живых существ  тем более человека. Поэтому мусульманских странах не было художников которые рисовали в больших полотнах. Исключение составляет только страницы книг кроме конечно религиозных. Но эти книги не было предназначено для широких круг. Обладателями этих книг  были ханы и шахи , везири  и другие чиновники иногда очень богатые люди. Тем не менее до нас дошли через страницы книг сотни красочных миниатюр. К  сожаление многие из них хранится в Европейских музеях.

   Только при правлении темуридов  занимались творчеством художники миниатюристы как Абд аль Раззок, Дарвеш Мухаммед, Дуст Мухаммад, Косым  Али и особенно отличался среди них Камолиддин Бехзод от который до нас дошел 30 прекрасный картин-миниатюра.

  Эти миниатюры были изображены на страницах книг как ‘’ Шахнома’’ ‘’Хамса’’  и другие.  Книги  великого узбекского поэта  А.Навоий были оформлены прекрасными миниатюрами по его личному заказу. Только в книге ‘’Бобурнома’’ другого узбекского поэта и писателя   как уже выше говорилось основателя династии Великих Маголов в Индии были 96 прекрасно оформленные многокрасочные миниатюры.

  В миниатюрах были изображены животные, растение, строительство мечети и медресе, мифические и реальные  персонажи из книг на страницах которого были рисованы, а также великие битвы среди правителей.

Образцы средневековых Восточных миниатюр:





  На выставке надо представит точную цветную копию этих картин миниатюр только в размере европейских картин в полотнах. При этом использовать только Самаркандские бумаги  из Кони-Гиля. Здесь надо учесть, что совершенно недопустимо картины современных художников-миниатюристов.
Только на дворике можно устроит выставка современных мастеров художников-миниатюристов желательно на современные темы с последующими  распродажами этих картин.
 И еще один предложение. Так как под каждый этих картин оставляется комментарии  по содержание и местонахождение картин-миниатюр на английском, русском, узбекском и на языке оригинала картины здесь не обязательно комментария гида или экскурсовода . Вместе этого ставит не громко, что было слышно только в помещение где проводится выставка, восточные мелодии желательно от классику узбеко-таджикской музыки знаменитый ’’Шашмаком’’. Это очень  усиливает посетителям впечатление полученное от картин-миниатюр.
 А  теперь поговорим о единственной  гражданской объект площади Регистан то есть торговый центр; 


  Площадь Регистан средневековый торговый центр ЧОРСУ 

 Шестигранное здание построенное в XV веке а в XVIII веке реставрировано,  единственное здание  для нужд простых  людей,  торговый центр говоря современным языком это своеобразный восточный универмаг. Чорсу переводится с персидского языка как перекресток,  впрочем во всем мире торговые рынки создадутся в перекрестках. 




Этот объект нужно использовать  по назначению  то есть торговля. Как раз в данный случай его можно использовать для продажи сувениров. Сюда можно создать отдельный ряд по продажи Самаркандских лепешек особенно ‘’ чапчак’’ и  ‘’ширмой’’ у которых большой спрос у гостей .
Только размер лепешек был небольшим так как многие иностранцы не потребляют хлеб в больших количествах. Продавщицы не более один или двух человек  в белых халатах и со знанием иностранных языков  культурно обслуживали туристов. То же самое можно сказать и в отношении продавцов сувениров.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Перед тем что я скажу свои заключительные мнение об ансамбля Регистана еще раз напоминаю свои предложения по обустройство в медресях на площади Регистан.
1.Организовать продажа книг средневековых восточных авторов в помещениях  медресе Улугбек.
2.Организовать музей канцелярии и делопроизводство в помещениях медресе Шердор.
3.Организовать постоянное выставка средневековых восточных картин-миниатюр в помещениях медресе Тилля-Кори.
4. Организовать продажа сувениров в средневековой торговой центре –‘’  Чорсу’’.
 А какого значение имеет эти простые предложение  представленные мною для нашего города и страны.
  Во первых это дань  уважение к нашим великим прадедам ученым, поэтам и писателям и строителям этих замечательных   исторических памятников.
  Воспитывает  наших молодых в духе патриотизма и гордости от своего народа и страны.
 Это будет место замечательного культурного отдыха для наших соотечественников и гостей.
Но самое главное это служит процветанию туризма в нашем городе и стране с уважением Ваш  Вафоев Рустам.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий