пятница, 8 ноября 2013 г.

Самаркандские пригороды

Самарканд издревле славился не только своими историческими и культурными памятниками. 
Город который находился на территории Зеравшанской долины был окружен прекрасным и живописным зеленым кольцом ныне которого располагается Самаркандский район.

В ближайших окрестностях  города в котором тонули роскошнейшие  сады и поля, местные жители называли «богот». Буквальный  перевод слова «богот» с персидского языка - место где много садов.  






 Сады и поля в основном принадлежали зажиточным жителям города которые жили там  в летнее время года. 
Позднее  часть из них была выбрана  территорией  постоянного места жительства.   Самаркандский пригород, то есть «богот» существовал почти без изменений со времен Древней Согды до 50-60 х годов прошлого века.  

Эти высокие стены когда-то разделяли шумный город от живописных пригородных ландшафтов

  В  VII веке гостивший в нашем городе китайский путешественник Сюань Цзянь в своем дневнике написал "В Самарканде земля очень плодородная, там много фруктовых деревьев и цветов". 
В  Х веке арабский географ Истархий восхищаясь нашим городом написал ‘’Cамаркандская Согда самая лучшая земля созданная Аллахом и там самые лучшие фруктовые деревья”. А наш знаменитый прадед - полководец, путешественник и ученый – поэт (Основатель династии великих моголов в Индии) в своем знаменитом произведение "Бобурноме" написал - "В обитаемой части мира нет города подобному Самарканду, который находится в пятом климате. 

Там растет виноград, яблоки, гранаты и другие фруктовые деревья. Но особенно вкусны Самаркандские яблоки и виноград сорта «сохиби».  В книге также написано о садах, построенных великим Тамерланом. 



Какой же облик имел пригород Самарканда, то есть богот?    


Пригород не был похож на кишлак. От кишлаков он отличался обилием фруктовых и декоративных деревьев, а также большим количеством населения. 

Он чем то напоминал  горные селения что неудивительно, так как ближайшие горы находились всего в 10-15 км от города и город находится более 600 метров от уровня моря. Имел сложный рельеф. Среди прекрасных садов и полей текли арык и речки такие как Оби Рахмат, Сиёб,Шавдор, Жуи шахар, Оби машхад и другие. 

Речка-Сиеб в северо-восточном пригороде Самарканда, около селения КОни Гиля. Удивительно то, что истоки этой реки начинаются не с высокорья, а с равнин расположенных вокруг Самарканда, от многочисленных родников


В этих арыках  были построены многочисленные – водяные мельницы (тегирмон), водяное колесо для орошения (чархпалак), водяная маслобойня (обжувоз) даже специальная мельница для производства бумаги в которой измельчалась кора дерева тутовника в качестве сырья. 

( Речка-Сиеб в северо-восточном пригороде Самарканда, около селения Кони Гиля. Удивительно то, что истоки этой реки начинаются не с высокогорья, а с равнин расположенных вокруг Самарканда, от многочисленных родников.)
В пригороде росли фруктовые деревья такие как абрикос, персик, слива, груша, айва, виноград и 
даже такие субтропические фрукты как инжир, хурма, гранат, а также декоративные деревья как:
чинар-платан, тополь,кипарис, ива и другие. 

 Интересно что в пригороде не смотря на близость города земля не была целиком занята полями и садами. 
Там сохранились овраги, холмы, озера, родники тугаи и даже пещеры. Там росли дикие яблоки, орехи, боярышники и даже облепиха. 

Обитали там животные так как лиса, барсук, шакалы, дикобразы и даже выдры (Есть в пригороде Самарканда село Кундузак что переводится место где живут выдры) из птиц обитали обычно: фазан, утки, синяя птица (куккарга), удод, дятлы, а весной ставили гнезда в тополях многочисленные аисты. В арыках и озерах было много рыб. 
 
Издревле были там дачи – курганов городских жителей. Эти курганы были окружены высокой глиняной стеной - дувалом. 



Чудом сохранившийся остатки кургана в окрестности Самарканда 


По углам этих курганов были невысокие возвышения  похожие на маленькие минареты. Особенно были красивы большие деревянные ворота так называемые – дари богдоди. Стены были разрисованы рельефным способом, красивыми геометрическими узорами. 

Эти курганы чем то напоминали средневековые замки а чем то городские исторические памятники. В этих курганах были жилые помещения, кухни, место для приготовления лепешек (тандирхона), скотник и курятник, колодец, то есть все для летнего или постоянного времяпровождения горожан. Курган занимал приблизительно 10-15 сотых территорию. Вокруг кургана росли высокие фруктовые 

деревья как абрикосы, тутовники, греческие орехи а также виноградники которые тоже принадлежали владельцу кургана. Расстояние между отдельными курганами не было ближе 150-200 метров. Особенно живописно выглядели курганы среди прекрасных полей и садов. Еще совсем недавно остатки этих глиняных курганов встречались вокруг Самарканда. Особенно много курганов было в юго-восточной части пригорода Самарканда. Даже одно из них находилось возле Самаркандского Архитектурного института. 

Ныне сохранившиеся остатки курганов можно увидеть на улица Пенджекентской, около махалли Кафтархона. 
Но все вышеуказанное «ничего» по сравнению с роскошнейшими садами построенными  великим повелителем-полководцем Амиром Темуром. 

Эти сады были построены по всему пригороду Самарканда в живописных местах. Сады назывались – Боги зогон (сад птиц-ворон) Боги майдон (обширный  cад), Боги балянд (высокий сад), Боги тилло (золотой сад), Боги бихишт (райский сад) и т.д. (Об этих садах было написано мной в отдельной статье под названием "Возможно ли возрождение садов построенных Тимуром") 


Какова была дальнейшая судьба этих пригородов?

        В связи с ростом населения и построением промышленных  объектов, территория города увеличилась за счет пригорода. 

На месте нынешних массивов как: Гагарин, Согдиана, Микрорайон, Саттепо существовали эти самые сады и поля. В средствах массовой информации много говорят и пишут про туризм и экотуризм. В Самарканде желательно развивать не только туризм но и экотуризм. Учитывая все это Вафоев Рустам предлагает на территории неподалеку от города которая не занята населением, создать заповедник пригорода – Самарканда. Тогда в первую очередь улучшится экология вокруг города. 

Сохранятся исчезающие животные и растения. Будет выращиваться экологически чистые овощи и фрукты, которые будут употребляться и демонстрироваться во время праздников, таких как весенний праздник - Навруз, осенний праздник Ковун сайли (праздник дыни), Конный спорт - "купкари", а также в национальных свадьбах. 

Самым главным считаю чтоб туризм развивался не только в городе но и в пригороде. Для горожан и гостей города появится прекрасное место для отдыха. Автор этой статьи тоже житель пригорода Самарканда а точнее - Самаркандского района села Сульфакабутак.       


1 комментарий:

  1. Я СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСОВУЮ ИЗ-ЗА КРЕДИТА, Я ПОЛУЧИЛ ОТ LFDS. Я хотел бы довести это до сведения общественности о том, как я вступил в контакт с LFDS после того, как я потерял свою работу и получил отказ в кредите моего банка и других финансовых учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог оплатить сборы моих детей. Я был позади на счетах, собирался быть выброшенным из дома из-за моей неспособности заплатить мою арендную плату. Это было в течение этого периода, мои дети были забраны у меня приемной заботой. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я позаимствовал у друзей, которые были сорваны двумя кредитными компаниями онлайн. Пока я не прочитал о: Службе финансирования Le_Meridian (lfdsloans@outlook.com / lfdsloans@lemeridianfds.com) где-то в Интернете, Все еще не был убежден из-за того, через что я прошел, пока мой родственник, который является духовенством, также не сказал мне о действующей кредитной схеме LFDS с очень низкой процентной ставкой в ​​1,9% и прекрасных условиях погашения без штрафа за невыполнение платежа У меня нет иного выбора, кроме как связаться с ними, что я и сделал посредством текста + 1-989-394-3740, и мистер Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня самым лучшим и самым великим днем ​​в моей жизни, который никогда не может быть забыт, когда я получить уведомление о кредите в размере 400 000,00 долларов США на сумму кредита, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал кредит, чтобы погасить свои долги и начать бизнес, и сегодня я и мои дети так счастливы и полны удовлетворения. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (lfdsloans@outlook.com / lfdsloans@lemeridianfds.com) Телефон доверия WhatsApptext: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше людей, которые нуждаются в кредите, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и да благословит вас всех Бог, я Александр Артем из Горизонта Парк БК, Украина.

    ОтветитьУдалить